Красота и выразительность

На аттике Адмиралтейства расположен барельеф скульптора И. И. Теребеньева «Восстановление флота в России». Высота фигур на нем 240 см. Размещен барельеф на высоте 16,5 м и хорошо просматривается с площади. В зимнее время, когда не мешает зелень деревьев, барельеф виден из точки, где начинаются проспекты Невский, им. Дзержинского и им. Майорова (100- 110 м). Данные таблицы показывают, что размеры изображения фигуры человека на скульптурных рельефах при условии четкого восприятия деталей должны резко увеличиваться по мере увеличения высоты размещения рельефа по сравнению с увеличением расстояния до здания, на котором размещен рельеф.

Поэтому следует располагать барельефы в нижней части здания, что разрешит их делать меньшего размера. При проектировании рельефов, расположенных в верхних частях зданий (когда они просматриваются преимущественно снизу), необходимо учитывать искажение при ракурсе и перспективные сокращения.

Красота и выразительность многих замечательных произведений русской архитектуры показывают, что скульпторы прошлого правильно учитывали особенности зрительного восприятия рельефа и корректировали искажения внесением в его композицию поправок на зрительное восприятие (в зависимости от условий обозревания).

Эти тонкие, а иногда и мало заметные, но влияющие на художественный облик барельефа коррективы оказываются в руках художника важным средством усиления эмоционального воздействия. Большую роль в восприятии монументальных рельефов, размещенных в верхних частях зданий, играют зрительные сравнения с окружающей архитектурной средой, а также общая увязка с архитектурой здания и ее деталями.

Изображение человека на рельефе

Для определения минимального размера этих деталей может быть использована формула проф. М. Н. Гусева, предложенная для определения размера минимальной архитектурной […]

Ваятели прошлого

Наибольшее искажение зрительного восприятия барельефов, размещенных в верхних частях здания, получается при рассмотрении их снизу. В этих случаях наклон в […]