Добыча каменных материалов

Приведенные требования к качеству каменных дорожно-строительных материалов являются основными. В упомянутых выше технических условиях Гушосдора приведены подробные требования для разных групп и классов каменных пород.

Следует учитывать, что испытание сернокислым натрием на потерю в весе, рекомендуемое Гушосдором для определения морозостойкости материалов, дает лишь ориентировочную характеристику их. В сомнительных случаях и для особо ответственных сооружений для испытания на морозостойкость должны быть проведены натуральные попеременные замораживания и оттаивания.

Добыча каменных материалов в карьерах производится чаще всего с применением взрывов с последующей погрузкой материала в транспортные средства.

Выбор погрузочных средств зависит от многих факторов: производительности карьеров, высоты разрабатываемых уступов, размеров камня и т. п. Для определения качества от партии однородного камня или шлака отбирают пробу для отсылки в лабораторию. Желательный размер пробы: 3 камня размером 10X20X40 см каждый.

Для различных целей дорожного строительства из каменного материала или металлургического шлака изготовляют щебень, а также шашку и брусчатку для устройства мостовых, пакеляжный камень для устройства оснований и др. Ввиду большой трудоемкости работ как при заготовке материалов, так и при устройстве мостовых и пакеляжных оснований изготовление шашки, пакеляжного камня и в особенности брусчатки в настоящее время резко сократилось. Щебень для дорожностроительных работ представляет собой смесь угловатых кусков камня или шлака, размер которых колеблется от 75 до 5 мм.

Естественные каменные материалы и шлаки

В дорожном строительстве применяются как естественные каменные материалы, так и искусственные — в том числе отходы промышленности в виде шлаков. […]

Камнедробильные установки

Щебень должен удовлетворять следующим основным требованиям по зерновому составу: 1) в отсортированном щебне каждой крупности не должно быть кусков крупнее […]